Ваш ребенок идет в первый класс
Главная задача родителей – воспитать у ребёнка чувство радости от предстоящей встречи со школой. Как? Лучше всего с помощью игры. Играйте с малышом в школу, поощряйте такие игры со сверстниками. Чаще вспоминайте забавные случаи из своей школьной жизни. Не оставляйте ни одного вопроса сына или дочери без ответа, сами задавайте им вопросы: это развивает мышление.
И ни в коем случае не пугайте школой. Во всей атмосфере дома должно царить ощущение, что школа – это хорошо, что маленького ждёт интересная работа, что начинается взросление. А детям так хочется поскорее стать большими. Знания, полученные без радости, усваиваются плохо. Очень важно помочь в самом начале долгого пути к знаниям. Недаром говорят: хорошее начало – половина работы.
Помощь родителей будущему первокласснику
Развивать и поддерживать интерес ребенка к обучению.
Поощрять успехи («Ты сможешь, ты способен», не акцентировать внимание на неудачах при обучении).
Не требовать любой ценой только высоких результатов и оценок.
Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
Строго придерживаться режима дня.
Для мобилизации внимания ребенка помнить правило
«Делай все скорее сам, не смотри по сторонам,
Делом занимайся, а не отвлекайся!»
Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи в школе зависят от организации рабочего места.
Не пугайте трудностями и неудачами в школе. ( «В школу не возьмут», «В классе засмеют»).
Научите правильно реагировать на неудачи.
Приучайте к самостоятельности.
Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в школу?
Своё имя, отчество и фамилию.
Свой возраст (желательно дату рождения)
Свой домашний адрес.
Страну в которой живет.
Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
Времена года (последовательность, месяцы).
Различать одежду, обувь и головные уборы; овощи, фрукты и ягоды.
Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, вверх – вниз и т.д.)
Запомнить и назвать 6 -10 картинок, предметов.
Свободно считать от одного до 10 и обратно.
Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (20 – 25 минут).
Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя).
Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Рекомендации по подготовке руки к письму
Чтобы подготовить руку ребенка к письму, необходимо как можно больше:
Лепить, конструировать;
Обводить разные предметы, шаблоны;
Штриховать рисунки, раскрашивать;
Вырезать различные рисунки, фигурки;
Нанизывать колечки, бусы и т.д.;
Отвинчивать, завинчивать, закручивать и т.д.;
Перебирать мелкие предметы;
Шнуровать;
С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развитая ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.
Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.
Какова продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях?
Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.
Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
- Социально-психологическая готовность к школе:
Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний)
Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
- Развитие школьно-значимых психологических функций:
Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).
Координация в системе глаз – рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книг).
Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово-картинка либо слово-ситуация/).